Метод сценария развития языковой политики

При ближайшем рассмотрении существующих исследований языкового разнообразия становится ясно, что особое внимание, как правило, уделяется инструментам анализа предпосылок, истории и актуальной ситуации языкового многообразия. Однако удивляет тот факт, что в этих работах нет статей, посвящённых методам исследования перспектив, т.е. будущего развития языкового многообразия – лингвистического прогнозирования. Можно констатировать отсутствие в российском научном дискурсе осознания теоретической и практической значимости прогнозирования как инструмента и основы языковой политики и планирования, есть неразработанность концепции, методологии и методов прогнозирования, сценария будущего языкового развития, неопределенности терминологического аппарата этого научного направления. Одними из последних научных работ на эту тему являются следующие публикации автора статьи [Биткеева А.Н. Вингендер М., Михальченко В.Ю., 2019; Биткеева А.Н., Моника Вингендер, 2020].

В современных же условиях актуализируется потребность в прогнозировании в целях повышения продуктивности мер языковой политики, прогнозирования и предотвращения этнолингвистических конфликтов. Применение метода сценария для экспертной оценки современной языковой ситуации в РФ, ее трендов, идеологий и акторов рассматривается нами как наиболее эффективное и должно впоследствии лечь в основу планирования языковой политики в РФ.

Говоря о будущем лингвистического разнообразия, исследователи подчеркивают: «Трудно точно и конкретно предсказать будущее языков, поскольку это зависит от большого числа факторов: экономических, социальных, политических, психологических, технических и т. д. С другой стороны, можно более четко выделить пути и средства, которые могут быть созданы для управления языками и их распространением» [Chaudenson, R., 2009, с. 185]. Поэтому комплексный анализ взаимодействия этих факторов может помочь в разработке будущих сценариев языковой политики.

Таким образом, сценарии — это структурно разные истории о том, как может развиваться будущее, которые оказывают влияние на определенную область. Они представлены таким образом, что дают толчок воображению и отражению, создавая тем самым видение будущего. Сценарии бросают вызов основополагающим предположениям и установленным истинам, они могут применяться для целей стратегического и инновационного развития и планирования в определенном контексте или на уровне страны или индустрии» [Rialland, A., Wold, K.E., 2009, с. 8]. Сценарии могут применяться для целей стратегического и инновационного языкового развития в стране в целом, отдельных этнических групп в частности, для языкового планирования на федеральном и региональном уровнях. В работах по международным отношениям определены три важные особенности сценариев — они должны быть:

1) правдоподобными, основанными на эмпирическом анализе;

2) инновационными и наводящими на размышления;

3) краткими и содержащими легко коммуницируемые идеи [Davydchuk, M., Mehlhausen, T., Priesmeyer-Tkocz, W., 2018, с. 36].

Исследователи в области международных отношений часто используют модель с несколькими сценариями: Сценарии должны дать толчок воображению и отражению реальной языковой ситуации, создавая тем самым видение будущего. Сценарий лучшего развития событий предлагает реально возможные пути к желаемому будущему, сценарий худшего развития событий предостерегает нас от опасного результата.

Основа для метода сценариев в социолингвистике заключается в создании многофакторной модели сценария, которая включает в себя типологические аспекты языковой политики. Модель должна отображать корреляции между признаками и отражать динамику развития языковой политики.

Мы рассматриваем эти сценарии в целях анализа возможных преимуществ и недостатков последствий реализации того или иного типа языковой политики. Такой анализ проясняет вероятность того или иного сценария, некоторые сценарии могут не исключать друг друга.

Метод языковой биографии

Последние несколько лет активно развивается научное направление исследования языковой биографии. Термин языковая биография сначала использовался довольно узко на индивидуальном уровне в лингводидактическом аспекте, как правило анализировался автобиографический нарратив жителей территорий многоязычной или диглоссной языковой ситуации, центральной темой были языки, их усвоение и функционал. Сегодня понятие языковая биография мыслится шире и развивается особенно активно в контексте междисциплинарных исследований, поскольку, исследование языковых биографий затрагивает вопросы миграционной лингвистики, языковых контактов, многоязычия и т.д. 

Представляется, что вполне продуктивно экстраполировать опыт исследования языковой биографии с индивидуального уровня на всю этническую группу, проанализировать, как происходит конструирование языковой биографии этнической группы в рамках государственного строя, идеологии, и как эти моменты влияют на взаимоотношения большинства и меньшинства, включая различные взгляды широкого спектра участников этого процесса. Языковая биография конструируется в мультивекторном пространстве. Мультивекторность состоит из глобального и локального дискурсивного поля, которые способны генерировать новые дискурсивные поля и новые этапы языковой биографии этнической группы. Глобальное дискурсивное поле, например, языковая политика государства, универсально для всех этнических групп одной территории, локальное дискурсивное поле, например, репрессии в отношении некоторых народов России в 1930—1940 гг., очевидно, специфично в отношении той или иной этнической группы. Языковая биография этнической группы включает  универсальные параметры: исторический контекст (история и условия формирования этнической группы, история сложения языка, история территории на которой проживает группа); демографическая мощность языка (распространение языка, город/село, тип расселения); коммуникативная мощность языка (языковая компетенция носителей языка, сферы функционирования, миграционный аспект, урбанизация, степень стандартизации языка); символическая мощность языка (отношение к языку носителей, самоидентификация носителей, взаимоотношения большинства к меньшинству (внутригрупповые параметры идентичности и внешние параметры); политический блок (права и признание прав носителями языка, уровень и степень официального признания языка, идеологический контекст/условия, спец статус территории/автономизация); география (географическая информация о распространении языка, территориальные особенности проживания группы); религия (тип и сила связи между религией и языком, важность религии на данной территории); образование (вовлеченность группы в сферу образования, тип поддержки языка в школе, законодательное регулирование сферы образования на территории проживания группы); экономический фактор (экономическое состояние группы носителей языка, связь между языком и экономической мобильностью группы, экономическое состояние региона); технологический фактор (представленность группы и языка в СМИ, информированность широкой общественности о данной группе).Комплексный анализ этих параметров делает возможным предположить перспективы языкового развития этнической группы.

Глобальный и локальный уровни взаимосвязаны, локальный всегда зависит от общего глобального, но, у разных групп эта зависимость реализуется по-разному, например, языковая ситуация внутри группы зависит от общей языковой политики, внешней ситуации. Кроме того, указанные факторы не в одинаковой степени оказывают влияние на развитие языковой ситуации, в одном случае основной причиной сдвига является экономический фактор, в другом случае демографичеcкая мощность и т.д. Определение специфики зависимостей в развитии отдельных этнических групп — основная исследовательская задача. 

Основным методом получения знаний о языковой биографии являются нарративные интервью, развернутые автобиографические повествования, центральной темой которых являются язык/языки, овладение ими и их использование, дополненное результатами наблюдений за речевым поведением индивидуума. Метод языковой биографии в отношении, например, бесписьменных языков продуктивен тем, что не имея письменных источников более ранних периодов истории, не имея свидетельств отношения самих народов к тем или иным событиям, например, XIX в.—1917, узнаем из рассказов, сохранившихся в памяти народа, через нарративы памяти, нарративы истории, биографические нарративы. Кроме того, возможно из первых рук фиксировать изменения в языковом дискурсе, например, в отношении родного языка и т.д.

Метод измерения конфликтогенного потенциала

Разрабатывался метод измерения вероятности возникновения языкового конфликта.  Научная новизна заключается в выделении триггеров языкового конфликта, которые были разделены на следующие подтипы:

— внутренние противоречия в языковом сообществе: стремительные изменения устройства сообщества, затрагивающие языковые интересы; события, непосредственно влияющие на появление конфликта, которыми может стать отказ части говорящих от использования родного языка даже в семейно-бытовой сфере, сопровождающийся переходом на другой язык, что ведет к негативному отношению со стороны консервативной части языкового сообщества; также это обычно сопровождается растущим негативизмом говорящих по отношению к родному языку и исчезновением языковой лояльности.

— внешние угрозы благополучию языка: одним из триггеров могут стать следующие события: резкие изменения в языковой политике, вследствие давления «извне», эскалация языковой дискриминации со стороны говорящих на доминирующем языке, введение ограничений на использование языка или изучение/обучение языку сторонним языковым сообществом.

Оригинальность результатов исследования заключается в том, что определение уровня конфликтогенного потенциала среди говорящих проводилось посредством применения методологии «интегрированной теории угроз», т.е. путем измерения уровня напряженности среди членов языковой общности. Было проведено выявление компонентов, способных угрожать благополучию языка в рамках трех компонентов оценивания уровня возможной напряженности языкового сообщества: реалистичные угрозы, символические угрозы и межгрупповая тревога.

 Так, на основе ответов респондентов в Республике Дагестан в рамках «символических угроз» конфликтогенных параметров выявлено не было. Языковой престиж высок, говорящие высоко мотивированы к изучению языка. В рамках «реалистичных угроз», напротив,  существует определенная напряженность в рассматриваемом языковом сообществе. Отмечены отрицательные реакции и проявления дискриминации к разговаривающим на незнакомом языке, некоторые говорящие ощущают дискомфорт, когда слышат речь на незнакомом языке. Часть опрошенных отмечает отдельные случаи возникновения межъязыковых конфликтов. Доминирующее положение русского языка вызывает обеспокоенность у определенной части говорящих на языках Дагестана.

Или, например, на основе ответов респондентов в Республике Татарстан в рамках «реалистичных угроз» выяснилось, что, хотя около 30% респондентов иногда сталкиваются языковыми конфликтами, респонденты не считают, что существует угроза целостности существующего языкового сообщества. Межгрупповая тревога находится на среднем уровне: показатели эмоционального, когнитивного и физиологического компонентов не достигают критических уровней. В рамках «символических угроз» также отсутствуют показатели, свидетельствующие о высокой напряженности в языковом сообществе.

Метод анализа больших данных в изучении языковой политики полиэтнических стран

В период повсеместной цифровизации данных, ускоренной пандемией COVID-19, наблюдается активное вовлечение больших данных в процесс принятия политических решений на всех этапах политико-управленческого цикла. В данном контексте языковая политика многонациональных стран не является исключением, в результате чего применение методов анализа больших данных, будь то оценка общественного мнения относительно сложившейся языковой ситуации в регионе за счет анализа социальных медиа, осуществление мониторинга посредством обработки регулярных статистических данных или применение алгоритмов для оценки причинно-следственной связи тех или иных политических решений в отношении функционального статуса языков,  — все это открывает новые перспективы для реализации языкового строительства и языкового планирования.

Большие данные (от англ. “big data”) представляют собой структурированные или неструктурированные массивы данных большого объема, требующие автоматической обработки с целью проведения статистического анализа и дальнейшего прогнозирования перспектив в соответствующей сфере деятельности. Источником больших данных стали так называемый «Интернет вещей», под которым подразумевается сеть передачи данных между физическими объектами с помощью соответствующих устройств, а также социальные медиа – комплекс компьютерных технологий, обеспечивающих создание и объем информацией между участниками виртуальных сообществ посредством социальных сетей, интернет-приложений и др.

По мере роста и распространения больших данных их обработка выходит за рамки сферы бизнес-аналитики, здравоохранения, биоинформатики и вычислительной науки. Кроме того, в условиях пандемии COVID-19, когда онлайн-формат стал одним из ключевых форматов коммуникации на всех уровнях, потребность в анализе поступающих данных повысилась, а вместе с тем увеличилась скорость их анализа. Это неизбежно затронуло и политическую сферу, что отразилось на повышении скорости принятия решений.

Выделяют четыре основных метода анализа больших данных: описательный, диагностический, прогнозный и предписательный. Описательный метод применяется на начальном этапе анализа данных, на котором в результате извлечения информации из массивов данных происходит обобщение и классификация данных. Следующий за ним диагностический метод позволяет с применением алгоритмов машинного обучения проанализировать полученные на предыдущем этапе данные с точки зрения причины произошедших событий и выявить их связь с теми или иными действиями. При этом первые два этапа ограничены причинно-следственным подходом, в результате чего ограничиваются их прогнозные и предписательные возможности. На этапе применения прогнозного метода использование алгоритмов машинного обучения происходит совместно с методами статистического анализа. Предписательный метод подразумевает применение алгоритма оптимизации и моделирования с целью выявления наиболее благоприятного исхода при максимальном снижении рисков. Таким образом, для обработки данных применяются различные технологии, включающие применение специального программного обеспечения для их анализа и визуализации, а также нейросетей для построения моделей на основе этих данных.

В данном контексте процесс принятия решений как необходимая часть политических процессов (затрагивающих представляющий для нас интерес языковой аспект) рассматривается с точки зрения бихевиористского подхода с учетом мотиваций, реакции и установками принятия решений политическими акторами. В рамках данного подхода уделяется внимание теории политико-управленческого цикла, состоящего из ряда последовательных фаз, конечным результатом которого является процесс принятия политического решения.

Процесс принятия политических решений, отличающийся повышенным вниманием к социальным медиа и социальным процессам, а также возможностям современного программного обеспечения и таким образом, отвечающий современным требованиям учета возможностей информационных технологий, в западной литературе принято обозначать термином “policymaking 2.0”. В результате подобных трансформаций в процессе принятия политических решений сам цикл с формальной точки зрения остается неизменным, тогда как все его этапы подвергаются качественным изменениям.

Использование подобных циклов с учетом больших данных представляется весьма перспективным с точки зрения принятия решений относительно вопросов языковой политики полиэтнических стран. Начиная с определения повестки дня, предполагается извлечение больших данных их социальных медиа, которые позволят выявить наиболее острые вопросы в контексте языковой ситуации страны, решение которых является необходимым условием взвешенной языковой политики государства. С применением таких методов, как автоматическая обработка текстов на естественном языке (natural language processing), позволяющей выявить тональность текстов СМИ, социальных сетей и др. представляется возможным осуществление мониторинга языковой ситуации в стране и выявление конфликтогенного потенциала среди граждан на почве языковой нетерпимости или ущемления прав представителей того или иного этноса. Анализ такой важной составляющей языковой жизни страны, как витальность языка, также предполагает применение алгоритма моделирования на основе таких ключевых факторов, как число носителей данного языка, его статус, наличие / отсутствие письменности, межпоколенной передачи и др.

Таким образом, большие данные открывают новые возможности для анализа текущей ситуации и перспектив применения того или иного политического курса в стране. В итоге, языковая политика, как неотъемлемая часть общегосударственной политики, неизбежно претерпевает изменения в эпоху больших данных, в результате чего в настоящее время можно говорить о феномене «языковая политика 2.0».

Метод исследования языковых идеологий в рамках прогнозирования

Для будущего языков России важно изучение языковой культуры и языковых идеологий среди представителей как миноритарных сообществ, так и русского большинства. В современных условиях самосознание / идентичности языковых и этнических сообществ, а также интернет и социальные сети играют все большую роль для сохранения или исчезновения языков. Проанализированы теоретические наработки в области изучения языковых идеологий и тесно связанного с ними понятия языковой культуры, роль интернета в сохранении миноритарных языков, степень изученности данной проблемы и, наконец, представлены сведения о материалах и методах изучения языковых идеологий и языковой культуры российского общества в контексте прогнозирования. Предлагаемый методический инструментарий включает в себя: 1) контент-анализ на материале корпусов релевантных текстов с применением одного из инструментов корпусных исследований – программы AntConc; 2) дискурсный анализ текстового корпуса, составленного из материалов СМИ и социальных сетей (новости, тексты и посты на темы языковой политики и языковой ситуации в России, комментарии к ним).

Рассмотренные социолингвистические методы исследования должны стимулировать научные дискуссии, что пойдет на пользу развития целей, задач и методов социолингвистического прогнозирования.