Тема прогнозирования экономического, социального, финансового развития страны является одной из актуальных в отечественном научном дискурсе в последние годы. Работы, разрабатывающие концепции и методологические инструменты в отношении прогностических моделей, часто связаны с социальными науками и в первую очередь с областью международных отношений [см. Davydchuk, Mehlhausen, Priesmeyer-Tkocz 2018; Ramirez, Mukherjee, Vezzoli, Kramer 2015]. Эти работы связаны с изучением будущего, с футуристическими концепциями, такими, как сценарии будущего. Как отмечают Риалланд и Уолд (2009), концепция сценария используется государственными политиками и футуристическими институтами в различных областях, таких, как антикризисное управление, наука, бизнес, образование [Rialland and Wold 2009: 13]. Понятие сценария используется и применяется по-разному [см. Ramirez / Mukherjee / Vezzoli / Kramer 2015].
В отличие от социальных наук и международных отношений, методы моделирования сценариев редко применяются в сфере языковой политики и планирования.
Говоря о будущем лингвистического разнообразия, исследователи подчеркивают: «Трудно предвидеть будущее, но тенденции, похоже, идут в разных направлениях. С одной стороны, наблюдается сокращение общего числа языков в мире, особенно в более многоязычных районах мира, с другой стороны, наблюдается рост многоязычия во многих странах, которые традиционно были более однородными» [Cenoz, 2012: 95]. Ученые определяют факторы, влияющие на витальность языков, включающие экономические переменные, урбанизацию, демографию, миграцию, дифференцированный уровень рождаемости и использование новых технологий [Там же: 94]. P. Чоденсон также подчеркивает как проблемы, так и преимущества лингвистической футурологии: «Трудно точно и конкретно предсказать будущее языков, поскольку это зависит от большого числа факторов: экономических, социальных, политических, психологических, технических и т. д. С другой стороны, можно более четко выделить пути и средства, которые могут быть созданы для управления языками и их распространением» [Chaudenson, 2009: 185]. Поэтому комплексный анализ взаимодействия этих факторов может помочь в разработке будущих сценариев языковой политики. В русскоязычном научном дискурсе практически отсутствуют исследования сценарной методологии исследования будущего языкового многообразия и методики социолингвистического прогноза. Одними из последних работ на эту тему являются следующие [Биткеева, Вингендер, Михальченко, 2019: 6–23; Биткеева, 2023: 9–34].
Таким образом, социальные конструктивисты под будущим понимают зону ближайшего развития. Будущее формируется не как отдаленная перспектива, а формируется как сегодняшнее действие над преобразованием своего окружения, контроля над своими действиями. Конструирование общества будущего это не рисование в воображении идеального будущего, это кропотливая работа ума в настоящий момент и это не обязательно положительный образ будущей ситуации.
Стратегическое применение междисциплинарного подхода при разработке прогностических моделей в языковой политике повышает продуктивность мер языковой политики, прогнозирует и предотвращает конфликты, способствует поиску механизмов решения языковых проблем.
Социолингвистическое прогнозирование должно ответить на следующий исследовательский вопрос: каково будущее многоязычия в многонациональной России? Многие исследователи признают, что де-юре и де-факто языковая политика находится в зоне интенсивной напряженности в России. Это не только исторический факт, но и актуальная социальная проблема сегодня в России.
Говоря о тенденциях современной языковой политики в России, следует отметить ее преемственность от языковой политики СССР. В советское время решение национально-языковых проблем определялось национально-государственным устройством страны: функционировали языки союзных республик, языки автономных республик, языки автономных областей и национальных округов. Функциональная дистрибуция этих языков происходила соответственно статуса языка. После 1990-х гг., в постсоветский период была заявлена стратегия юридического регулирования языковой жизни в стране, были приняты законы о языках титульных народов республик России, а также закон о русском языке как государственном для всей России. Таким образом, юридически было провозглашено «государственное двуязычие», включающее как создание хороших условий для функционального развития национальных языков, так и возможности языковой конкуренции и языкового доминирования зачастую не в пользу национальных языков.
На данный момент в России наблюдается функциональный дисбаланс русского языка и других языков РФ не в пользу последних, соответственно возникают ситуации языковых конфликтов, межнациональной напряженности и т.д. Возникла потребность в разграничении социальных функций общегосударственного языка РФ и региональных государственных языков. Гармоничную картину языковой политики в России нарушает несоответствие модели языковой политики de-jure и модели de-facto. Наблюдается значительное уменьшение функционирования этнических языков в разных коммуникативных сферах по сравнению с советским периодом.
Основа для метода сценариев в социолингвистике заключается в создании многофакторной модели сценария, которая включает в себя типологические аспекты языковой политики. Модель должна отображать корреляции между признаками и отражать динамику развития языковой политики. Разработка прогностических методов в языковой политике.
Понимание прогностических моделей в соответствии с концепцией сценариев будущего
«Сценарии служат для оценки возможных будущих событий и тенденций развития, чтобы быть лучше готовыми к ним. Они не предсказывают, и их не следует соизмерять с вероятностью свершения событий, поскольку это предполагает, что в будущем произойдут только наиболее вероятные события. Были ли события 11 сентября, падение Берлинской стены или Брексит вероятными событиями? Наверное нет, но, было бы мудро с нашей стороны, если бы мы подготовились к таким радикальным вероятностям в будущем!»*
*Davydchyk, M., Mehlhausen, T., Priesmeyer-Tkocz, W. (2018). The price of success, the benefit of setbacks: alternative futures of EU-Ukraine relations. In: Futures 97, 35–46.
⇒ основа метода сценариев = развитие многофакторной модели
Развитие языков России в соответствии с многофакторной моделью прогнозирования
Анализ языковой политики в РФ, ее этапов проводится на материале полевых исследований в:
- Республике Тыва
- Республике Саха (Якутия)
- Республике Калмыкия
- Республике Карелия
- Республике Татарстан
- Чеченской Республике
- Республике Дагестан
- Республике Ингушетия
- Приморском крае
Регионы были отобраны по принципу “ключевых акторов” (активистские движения, дебаты) и “ключевых моделей” языковой ситуации в РФ.
Всю совокупность языковых общностей России можно описать по следующим моделям развития:
• устойчивый тип развития языка (русский);
• перспективный тип развития (чеченский, татарский, якутский, тувинский и т.д.);
• нестабильный тип развития языка (калмыцкий, карельский, языки Дагестана);
• слабо перспективный тип развития языка (язык тазов и др.).