Язык тазов (Приморский край)

В научном дискурсе нерешенным до конца остается вопрос этногенеза тазов, китаеязычного народа России, в настоящее время компактно проживающего на территории Приморского края Российской Федерации. Формированию тазов и их концентрации на юге Уссурийского края способствовал ряд факторов, в основе которых лежали этнокультурные контакты, без которых, как отмечает В.А. Тураев, «Сибирь и Дальний Восток никогда не стали бы составной частью Российского государства». При этом важную роль в этногенезе тазов сыграли китайцы, оказавшиеся втянутыми в сложную систему межэтнического взаимодействия на российском Дальнем Востоке в результате присоединения к России Уссурийского края в 1858 г. на основании Айгунского трактата и последовавшего за ним в 1860 г. Пекинского договора, на основании которого была определена государственная граница с Китаем. В результате представители китайского этноса, населявшего Дальний Восток во второй половине XIX в., делились на две категории. Первую категорию составляли подданные Китая, которые оседло жили на территории Амурской и Приморской областей еще до определения российско-китайской границы. Их также именовали «манзы» (от кит. 蛮子 – «варвар»). По условиям Пекинского договора они получили право остаться на данной территории и заниматься «рыбными и звериными промыслами». Эти китайцы, будучи подданными Китая, подчинялись российским законам и распоряжениям русской администрации, обладая правом экстерриториальности. Вторая категория китайского населения после присоединения Уссурийского края к России – подданные Китая, приходившие на заработки в силу расширяющихся потребностей края в рабочей силе. Права и обязанности последних специально не оговаривались, что порождало неопределенность статуса китайских иммигрантов, к тому же существовавшие на тот момент договоры «не могли учесть будущего массового притока китайских отходников». Вместе с тем, незаселенность и малоосвоенность большей части территории Уссурийского края в тот период не способствовала контактам китайцев с российским населением и привела к индифферентному отношению к китайскому присутствию в регионе со стороны российской администрации. Таким образом, к середине XIX в. основными этническими группами на российском Дальнем Востоке становятся выходцы из Маньчжурии и Китая. Данный период, известный как «период маньчжурско-китайской колонизации Уссурийского края», считается периодом формирования тазов в результате смешения удэгейцев, нанайцев и орочей с маньчжурами и китайскими отходниками. С.Н. Браиловский определял тазов как орочей, «переродившихся под влиянием маньчжуров» и утративших тип «чистых орочей». В.К. Арсеньев относил тазов к «инородческому элементу Южно-Уссурийского края», смешанному с китайцами. Существуют различные точки зрения относительно происхождения устоявшегося этнонима «тазы». Наиболее логичной нам представляется та, согласно которой данный этноним представляет собой русифицированный вариант китайского слова «дацзы» («鞑子»), которым китайцы именовали все народы, независимо от этнической принадлежности (монголов, татар, чжурчжэней и др.), проживавшие за Великой китайской стеной на северо-востоке страны. Наиболее близкий аналог в русском языке XIX в. – это слово «инородцы». Языковые контакты являются важной составляющей этногенеза тазов. Как отмечает относивший тазов к орочам и удэгейцам С.Н. Браиловский в исследованиях, проводимых в конце XIX в., язык прежних орочей «изменился и не совсем понимается орочами Императорской гавани» (современное название – Советская гавань). При этом считается, что наибольшее влияние на формирование тазовского языка оказали контакты с китайским этносом. В то же время в терминологии языка тазов присутствуют термины, отсутствовавшие у китайцев или тунгусо-маньчжуров. При ассимиляции коренного населения новые поколения тазов в местах проживания китайских отходников все больше заимствовали язык и элементы культуры китайцев. В результате, уже к 1912 г. В.К. Арсеньев описывал ситуацию с тазами следующим образом: «Шестьдесят лет тому назад говорившие на своем родном языке, теперь они совершенно забыли и говорят только по-китайски». Таким образом, по мере развития этноса и его концентрации на юге Уссурийского края у него сформировался собственный язык, в основе которого лежал северный диалект китайского языка с элементами удэгейского и нанайского языков.

Политический и правовой дискурсы

Малоизученность тазов объясняется тем, что в силу национальной политики государства того времени, как и некоторых народов Дальнего Востока (негидальцы, чуванцы, камчадалы) тазов официально статистика не учитывала, относя их к удэгейцам.Только в 2000 г. в связи с актуализацией этнокультурного и языкового возрождения, создания Ассоциации тазы получили официальное признание. Официально в реестре Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов впервые появилось определение тазов как самостоятельной этнической группы в 2000 г., в котором говорится, что тазы – это метисная по происхождению группа аборигенного населения Приморья, сформировавшаяся к 1880-м гг. в результате смешения части удэгейцев и нанайцев с маньчжурами и китайскими отходниками. Немаловажную роль в формировании этноустановок тазов и их дальнейшей ассимиляции в языковом и культурном плане сыграли социальные институты, в том числе школа. По свидетельству В.К. Арсеньева, который в ходе экспедиций начала XX в. на реке Судзухэ (современное название – Киевка), Пхусуне (современное название – Маргаритовка), Тадушу (современное название – Зеркальная) и на реке Такеме (современное название – Кема) в этих школах детей тазов знакомили с китайской культурой и историей, обучали иероглифическому письму: «то, что должны были сделать русские, сделали китайцы». По свидетельству исследователей, многие тазы ещё в 1930-х гг. о русском языке имели смутное представление. В 1936 году началась депортация корейцев, проживавших на Дальнем Востоке, в Среднюю Азию и Казахстан и китайцев,также проживавших в том регионе,на их историческую родину. Эти репрессии относительно указанных народов начались 69 2021 г. №4(52) в результате антикоммунистического переворота Чан Кайши 1927 г., агрессивной политики Японии на Дальнем Востоке, вследствие этого возникших опасений шпионажа, политической неблагонадежности. Гонения затронули и тазов, но, благодаря официальному заявлению В.К. Арсеньева, что тазы являются южной группой удэгейцев, подвергшихся ассимиляции со стороны китайцев, части тазов удалось избежать депортации. В 1938 году тазы были собраны со всего края и расселены в деревне Михайловка Ольгинского района Приморского края. Несмотря на многонациональный состав населения Михайловки, такое решение дало возможность тазам консолидироваться и начать самостоятельное этническое развитие. Территориальная консолидация способствовала консервации в культурном облике элементов культуры маньчжуров, китайцев, удэгейцев, нанайцев, других народов, синтез которых и составляет этническое своеобразие тазов. Язык тазов никогда не преподавался в школе, по свидетельству исследователей, официально русский язык дети тазов стали изучать в школе с 1938 г. в михайловской школе. В тот период шла активная борьба с безграмотностью, к началу 1940-х гг. все тазы с 9 до 40 лет уже умели читать и писать по-русски, в семейной и на производстве они все еще продолжали говорить на родном языке. В 1960–1970 гг. язык функционировал уже только в семейно-бытовой сфере и, в основном, у старшего поколения тазов. Активный переход на русский язык объяснялся также тем, что языковой политике СССР 1935–1958 гг. характерно активное развитие национальнорусского двуязычия, расширение сети школ с преподаванием на русском языке. И далее период 1958–1989 гг. характеризуется ослаблением позиций национальных языков в сравнении с русским языком. Так постепенно шла ассимиляция тазов. По данным переписи населения 2002 г., из 276 опрошенных тазов не зафиксировано ни одного человека, знающего свой язык. Этноустановки тазов: базовые и переменные параметры. В настоящее время наблюдается устойчивое уменьшение численности данного этноса, практически утратившего в процессе ассимиляции в условиях устойчивого компактного проживания с превосходящим по численности русским населением свой язык и традиции. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., численный состав тазов не превышал 274 человека, при этом тазовский язык не попал в реестр языков, которыми владеют народы Российской Федерации. По состоянию на 10.07.2020 по данным администрации Михайловки Ольгинского района в селе проживает 73 таза, кроме того, 9 тазов проживают в поселке Горноводном.

Этнокультурные и языковые установки

Большую роль в этническом самосознании играет эмоциональный фактор, то есть осознание представителями этнической группы своей этнической принадлежности, своего места в обществе. По внешним признакам тазов отличали их национальные прически – две косы, выдававшие их удэгейское или орочское происхождение, тогда как маньчжуры и китайские подданные времен Цинской династии носили одну косу на затылке или макушке, остальная часть волос сбривалась. По мере усиления китайского влияния в Уссурийском крае стирались последние различия: «Теперь почти невозможно отличить таза от китайца ни по языку, ни по религии, ни по одежде. Они совершенно утратили свой орочский облик». В свою очередь китайцы, вступавшие в брак с тазовками, позиционировали себя тазами, что не в последнюю очередь было связано со стремлением легализовать свое присутствие в российском регионе и воспользоваться соответствующими льготами. Однако, как отмечал В.К. Арсеньев, «это не мешает ему, как только он накопит денег, бросить семью, уехать на родину и там снова назвать себя китайцем». Лишь некоторые элементы культуры указывали на их этногенез, что позволяло российским чиновникам отличить их от китайцев: «Только опытный глаз исследователя может подметить в костюме таза или в его домашней обстановке такую мелочь, которая легко ускользнет от свежего человека и которая изобличит его орочское происхождение». Закон развития общества свидетельствует, что любой этнос, оказавшийся среди иноэтнического населения в меньшинстве, прежде всего теряет часть традиционной культуры, а затем лишается своего языка. То же произошло и с тазами. В ходе экспедиции авторов в село Михайловку в апреле-мае 2021 г. удалось выяснить, что старшее поколение (старше 70 лет) – чистокровные тазы или смешанные с гольдами (нанайцами), их воспоминания о языке обрывочны, хотя еще в детстве он служил для них единственным средством общения, а впоследствии, овладев русским, они сохраняли тазовский в качестве языка семейного общения. Среднее поколение (старше 40 лет) в большинстве случаев совсем не владеет языком тазов, а те, кто когда-либо владел, в настоящее время отказываются говорить на нем. Тазы села Михайловки Ольгинского района Приморского края РФ. Фото 2021 г. Сегодня язык несет только символическую функцию, поддержанию высокой этнической идентичности тазов при совершенном невладении языком способствует 71 2021 г. №4(52) экономическая выгода. Будучи включенными в реестр Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов РФ, тазы имеют право на ведение традиционной промысловой деятельности. Поэтому быть тазом – значит иметь возможность заниматься охотой и рыболовством, чего ранее они не имели.

Языковой сдвиг

В ходе экспедиции в с. Михайловку в апреле – мае 2021 г. удалось выяснить, что старшее поколение, для которого тазовский язык в детстве служил единственным средством общения, сохранило лишь обрывочные воспоминания о нём, среднее поколение в большинстве случаев совсем не владеет языком тазов, а те, кто когда-либо владел, в настоящее время отказываются говорить на нём, проявляя языковой нигилизм [Биткеева, Каплунова 2021: 70].

В результате на сегодняшний день тазовский язык выполняет лишь символическую функцию, а этническая идентичность тазов поддерживается скорее экономическими соображениями (возможность ведения промысловой деятельности), нежели этнокультурными.

Религиозные установки

Религиозный фактор способствовал адаптации тазов после депортации в село Михайловка, при этом следующее утверждение справедливо и в отношении тазов: «Анимистические верования и основанные на них шаманский и промысловый культы оказались очень устойчивыми, в отдельных случаях они сочетались с христианскими». Еще в начале XX в. С.Н. Браиловский отмечал, что «можно встретить божнички, которые тоже позаимствованы орочами-удихэ от манз вместе с буддийскою религиею». В отношении распространения православия среди коренных народов Дальнего Востока А.В. Тураев отмечает следующее: «Не особенно преуспев в мировоззренческих основаниях, Русская православная церковь тем не менее внесла заметный вклад в дело сплоченности многоэтничного общества на Дальнем Востоке». Сегодня большинство тазов православные. Однако, отвечая на вопрос о своей религиозной принадлежности, они склонны заявлять: «Мы крещенные», подчеркивая тем самым церемониальный характер их приверженности к православию. Вспоминая о традиционных верованиях, современные тазы уже не упоминают о поклонении духам предков в образе медведя или тигра. Если прежде в каждом доме села Михайловки имелась кумирня, то в настоящее время кумирня сохранилась только в одном месте в заброшенном состоянии. Тем не менее старшее поколение признает, что в сложных ситуациях может обратиться за помощью к «тазовскому богу» – тхелое (ср. кит. 天老爷, букв. «небесный отец») – на тазовском языке. Очевидно, что перспективы сохранения и развития языка тазов не радужные, даже несмотря на то, что тазы живут компактно и продолжают считать себя тазами, утратив при этом этнокультурную и языковую составляющие. При отсутствии институциональной поддержки этнической группы, отсутствии языка в образовательном поле, малом количестве владеющих родным языком, ослаблении роли языка как главного маркера этнической идентичности, наличию нигилизма относительно своего этнонационального компонента этнической группы, снижающейся демографической мощности, высокой степени миксации в этносе, можно прогнозировать последовательное исчезновение данного сообщества, его культуры и языка, в этом случае необходимо торопиться исследовать язык, записать его звучание, описать структуру.

  • Каплунова М.Я.Сопоставительный анализ языкового сдвига на примере тувинского и тазовского языков  в сборнике Сохранение и развитие языков и культур коренных народов Cибири: материалы V Международной научной конференции, посвящённой 160-летию со дня рождения выдающегося востоковеда, тюрколога Н.Ф. Катанова (Абакан, 19–20 мая 2022 г.) / отв. ред.: Т.Г. Боргояков, место издания Хакасское книжное издательство имени В.М. Торосова Абакан, с. 39–40.
  • Биткеева А.Н., Каплунова М. Я. Трансформации этноустановок тазов в контексте языковой политики России // Вестник КалмГУ. 2021. №4 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsii-etnoustanovok-tazov-v-kontekste-yazykovoy-politiki-rossii